четверг, 9 февраля 2012 г.

«Компьютерное программирование для подростков»

Компьютерное программирование – это составление программ на некотором языке программирования для последующего выполнения каких-либо заданий на компьютере.
    Данная программа позволяет обучающимся подготовиться к изучению курса программирования в высших и средне-специальных учебных заведениях технического профиля, а также лучше освоить школьный курс информатики.
    Программа обучения способствует профессиональной ориентации подростков и их подготовке к получению специальности программиста, даёт возможность оценить свои перспективы в этой области.

    Основной упор при обучении делается на овладение воспитанниками умением составлять алгоритмы, развитие логического мышления. Компьютер должен расцениваться учащимися лишь в качестве инструмента для решения задач, помощника в работе.
    Цель программы – освоение обучающимися начал компьютерного программирования.
Задачи программы

•   Научить подростков основам алгоритмических языков программирования.
•   Обучить воспитанников составлению алгоритмов.
• Познакомить их с принципами организации компьютерной техники, с популярными прикладными программами.
•   Развить логическое мышление учащихся.
•  Содействовать развитию навыков самоорганизации воспитанников, их уверенности в себе.

          Программирование дается в ключе прикладной математики.
    Данная программа рассчитана на 2 года. Она включает в себя два основных раздела:
1.     Алгоритмические языки программирования (Турбо-Бейсик - 1ый год, Турбо-Паскаль - 2ой год).
2.     Основы знаний, необходимых пользователю (Norton Commander,
MS-DOS, архиваторы и т.д.).

    Программа ориентирована на учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы, желающих заниматься программированием в будущем или же познакомиться с компьютерным программированием с целью подготовки к изучению этого предмета в высшем или средне-специальном учебном заведении. Обучение по данной программе не требует наличия у подростка компьютерной техники вне компьютерного класса, в котором проводятся занятия.
    Для овладения программированием необходимы знания по математике, умение логически мыслить, поэтому в младшую группу (первый год обучения) принимаются школьники, начиная 7 класса. Это обусловлено недостаточной математической подготовкой учащихся младшего возраста. Им ещё не известны некоторые математические принципы, необходимые для решения задач по программированию. Ребята старшего возраста лучше усваивают материал программы. Как показывает практика, легче всего это удается учащимся 8 класса и старше.
    Основными принципами, заложенными в программу, являются следующие:
1. Индивидуальное обучение.
    Одним из важнейших элементов дополнительного образования является возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому занятия  делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей группой, и индивидуальные, на которых и осваивается основная часть тем. Для физической и моральной разгрузки детей, а также в качестве поощрения в каникулы и праздничные дни проводятся игровые занятия.
2. Обучение в активной деятельности.
    Все темы программы воспитанники изучают на практике, решая большое количество задач по каждой теме, «набивая руку».
3.  Преемственность.
Программа обучения построена так, что каждая новая тема логически связана с предыдущей, то есть при изучении новой темы используются все знания и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. В результате, к концу учебного года подростки не только не забывают всё, что проходили в начале, но даже, наоборот, помнят и понимают программу первых занятий лучше, чем прежде. Такой принцип способствует не только успешному освоению программы, но и позволяет учащимся понять важность  уже изученного материала, значимость каждого отдельного занятия.
    Так как основной целью начального курса (Турбо-Бейсик) является обучение воспитанников основам алгоритмического программирования, в данную образовательную программу включены элементы Турбо-Бейсика, имеющиеся практически во всех алгоритмических языках программирования. Язык Турбо-Бейсик очень прост для освоения и поэтому подходит для начального обучения, позволяя уделить больше времени составлению алгоритмов. Большое внимание в процессе обучения уделяется оформлению программ, делающему их более понятными. Таким образом, в результате первого года обучения подростки знакомятся со специальностью программиста, приобретают простейшие профессиональные навыки.
Основной целью первого года обучения является не освоение определенного языка программирования, а закладывание основ для дальнейшего изучения компьютерных языков. Знания, полученные учащимися в 1-ый год обучения, помогут им при изучении любого алгоритмического языка.
    Результатом обучения по программе 1-го года является умение учащихся составлять алгоритмы, писать небольшие программы на языке Турбо-Паскаль, проверять их работоспособность.
    Подростки на 2-м году обучения изучают алгоритмический язык программирования Турбо-Паскаль. Паскаль – более «строгий» язык, с самого начала задуманный как язык для обучения. Изучая Турбо-Паскаль после Турбо-Бейсика, ребята на практике убеждаются, что алгоритмические языки программирования похожи друг на друга. Основные команды сохраняются, изменяя лишь свое начертание. Сохраняется и принцип решения задач, построения программ. Но Турбо-Паскаль – это уже современный язык, приспособленный для работы с объектами. Изложение основ объектно-ориентированного программирования  входит в программу  2-го года обучения.
    Набор в группу при работе по данной образовательной программе происходит по результатам собеседования.
    Для успешного освоения учащимися компьютерного программирования совершенно необходимо индивидуальное использование компьютера каждым подростком. Исходя из вышеизложенного, а также из практического опыта, наиболее целесообразным  является  формирование групп первого и второго года обучения не более чем из 12 человек.
Прогнозируемые результаты
1 год обучения.
Знания:
•   Общий подход к решению задач по программированию.
•   Виды алгоритмов.
•   Основы Турбо-Бейсика.
•   Начала алгебры и логики.
•   Графические возможности Турбо-Бейсика.
•   Понятие «хороший стиль программирования».
•  Основные элементы компьютеров.
Умения:
•   Писать простейшие программы на языке Турбо-Бейсик.
•   Работать с файлами, используя команды MS-DOS и оболочку Norton Commander.
•  Восстановить работоспособность компьютера в случае повреждения системных файлов.
•   Архивировать файлы.
•   Создавать программы, рисующие несложные картинки.
• Создавать читаемые программы (т.е. использовать «хороший стиль программирования»).
•   Работать с числами в различных позиционных системах счисления.
Личностные качества:
•   Навыки самостоятельной работы.
•   Дисциплинированность, общая организованность.
•   Уверенность в работе с компьютером.
•   Профессиональная подготовка к получению профессии программиста.
далее читайте на http://dop-obrazovanie.com/metodichka/programmy/36-kompyuternoe-programmirovanie-dlya-podrostkov?showall=&limitstart=
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий