вторник, 7 февраля 2012 г.

Игра в учебном процессе как средство самопознания

«Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность»


Для школьников это, в первую очередь, учебная деятельность, которая, развиваясь, становится исследовательской и часто приводит учащихся к собственному творчеству.
А ему в этом помогает – педагог, который сам учится всю жизнь; только в этом случае он обретает право учить. Настоящего педагога в формулу «знания-умения-навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, - такого инструмента нет.


Творческий рост педагога – это постоянный эксперимент, который проводится не в искусственных условиях, не в лаборатории, а с ДЕТЬМИ. Педагог учится работать  на живых детях, которые никогда не станут снова детьми, чтобы можно было исправить ошибки. И очень жаль, что иногда от ошибок педагога страдают те, кто в этом абсолютно не виноват.
Все знают, что среди детей встречаются «заводилы» - организаторы игр, походов и  всяких проказ. Другие – идут у таких на поводу, слушаются их, подражают им. Они принимают правила игры  в том случае, если это их заинтересует, становясь активными участниками игры.  Этим и должен воспользоваться «умный» педагог, используя это доброе начинание.
Дом детского творчества «Юлдаш»– это дом понимания, добра, желаний, творчества, любви к детям. Весь учебный процесс в нём тесно связан с воспитательным.                      
Организуя работу, педагогу необходимо использовать психологию ребёнка – УЧИТЬСЯ  ИГРАЯ,  развивая усидчивость, трудолюбие, исполнительность, ответственность, аккуратность, умения, способности;  становясь организованными, умеющими адаптироваться в нашей нелёгкой  современной жизни.
Игры можно разделить на 3 жанра – учебные,  трудовые,  досуговые.
 Можно играть, используя формы:  путешествий,  маршрутов, конкурсов, викторин и др.                                                                                                                                       
 Игра - форма организации обучения, воспитания и развития личности,  целеноправленно  организованная деятельность воспитанников, изначально мотивирована на успех, разработанная по специальному сценарию, правилам, максимально опирается на самоорганизацию детей; воссоздаёт или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.

 Целевая ориентация выделяет игры:                                                                                                                                   
•    ДИДАКТИЧЕСКИЕ - позволяют организовать различные виды учебной деятельности; формируют познавательные, практические умения, углубить знания.
•    ВОСПИТЫВАЮЩИЕ - ориентированы на воспитание нравственных, эстетических, коммуникативных, волевых, других качеств.
•    КОНТРОЛИРУЮЩИЕ - выполняют функции контрольно- оценочной деятельности (мониторинг, диагностика).
   
      ИГРЫ делятся также по:
•    ХАРАКТЕРУ деятельности - интеллектуальные, физические, трудовые, социальные и др.
•    ОСОБЕННОСТЯМ методики технологий их реализации - предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, деловые и др.
•    УРОВНЮ ПРОБЛЕМНОСТИ - тренинговые, репродуктивные, творческие.
•    КОММУНИКАТИВНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ - индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Спектр педагогических и дидактических возможностей игровых форм обучения достаточно широк и позволяет:
    - активизировать процесс обучения, т.к. сильно стимулирует мотивы учебной  
      деятельности воспитанников.
    -воссоздать межличностные отношения, процесс принятия коллективных 
      решений в ситуациях, моделирующих реальные условия общественной жизни, 
      либо профессиональной деятельности;
    -в широких пределах варьировать проблемность, трудность, сложность 
     учебного материала, включённого в ситуацию игровой деятельности;
    -гибко сочетать разнообразные приёмы и методы обучения- от репродуктивных 
      до проблемных;
     -моделировать любой вид деятельности;
       -игра выступает  как специфический феномен развития детской и юношеской
        культуры творчества;
       -позволяет расширить и углубить процесс самоопределения,  
        самосовершенствования, самоуправления, саморегуляции и обязательного  
        творческого саморазвития обучающегося.
                                         
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИГРЫ

             СТИМУЛИРУЮЩИЕ творчество воспитанников:                      
                         - усложнение задач, заданий
                         -введение элементов соревновательности
                         -эмоциональность игры
                         -смена лидерства
                         -поощрение импровизации
                         -смена стратегии игры
                         -размытость правил
                         -самостоятельная разработка сценария и правил игры.
     
            ТОРМОЗЯЩИЕ творчество воспитанников:
                         -низкий уровень сложности,  проблемности задач заданий
                         -жёсткость требований, правил
                         -авторитарный стиль руководства игрой
                         -неизменность лидерства
                         -привычность применяемых приёмов, правил
                         -монотонность игры
                         -однообразие действий
                         -низкий уровень эмоциональности.

КТД (коллективное творческое дело) – это совокупность приёмов, действий, выстроенных в определённой последовательности.
В ней 4 этапа:
1этап - КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРИДУМЫВАНИЕ ДЕЛА.
Задача – чего мы хотим.
На задачи влияет характер дела (познавательный, трудовой, развлекательный, оздоровительный).
В этом случае придумывание будет состоять в выборе названия, формы, девиза.
Лучший приём здесь – «Мозговая атака».

2этап -  КОЛЛЕКТИВНАЯ РАЗРАБОТКА выбранного дела.
Продумывается структура, композиция, оформление, материальное и моральное обеспечение, определяется доля участия каждого, его роль и ответственность.
Приём – работа независимых «советов дела».

3этап – КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛА.
Мера активности адекватна участию ребят на двух предыдущих этапах. Именно она делает дело своим для каждого члена коллектива.

4этап – КОЛЛЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЛА.
Суть анализа – сопоставление результата с замыслом. Чем ближе они сходятся, тем выше удовлетворённость от дела. Каждый ребёнок отвечает на вопрос:
•    Что было хорошо
•    Что не получилось
•    Что надо учесть на будущее

Важный акцент в анализе – доброжелательный разговор о личном вкладе каждого в проведённое дело, выражение благодарности особо отличившимся.

Лучший приём для анализа – разговор на кругу «по солнышку». Каждый видит глаза каждого и говорит обязательно, даже если ему нечего добавить к сказанному. Тут важно, какие суждения ребят будут повторяться чаще других.
Расставаясь после занятий, творческих дел, очень хотелось бы слышать от детей «До свидания, до скорых встреч!!».

        НО И ВСЯКОЙ ИГРЕ  ДОЛЖНА БЫТЬ МЕРА!
Обилие игровых форм воспитания может привести к абсолютизации интереса, к развлекательности, к тому, что дети потеряют всякое желание делать что- либо,
если это не облечено в занимательную форму.
Могут быть и другие противоречия и трудности, но живая жизнь без этого не бывает. Гораздо хуже, когда противоречия и конфликты загоняются в глубь, прикрываются внешним порядком  и  благополучием.

Все вышеперечисленные психолого-педагогические и методологические принципы организации игр и КТД учитывались при создании программы-игры «Путешествие…». 
Многому училась и учусь у своих воспитанников.
Их самочувствие в коллективе подсказывает мне стиль отношений, темп и объем деятельности, ориентировку на маршруте и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий