вторник, 7 февраля 2012 г.

Формирование единого образовательного пространства ФГОУ ВДЦ «Океан» – инновационное направление деятельности педагогического коллектива

         Светлана Николаевна Мустафина, заместитель начальника образовательного
комплекса по учебной работе, ФГОУ Всероссийский детский центр «Океан»
 Понятие «образовательное пространство» отражает многоуровневое и многоаспектное явление педагогической реальности. В зависимости от уровня и аспекта его рассмотрения возникают различные определения: как совокупности образовательных учреждений, образовательных стандартов и программ, различных видов деятельности и т.д. Под образовательным пространством понимают локализацию многообразия представляемых социумом индивидуальных форм развития и образовательных возможностей, т.е. внешнее по отношению к человеку пространство выбора. От взаимодействия составляющих образовательного пространства зависит его эффективность.
Единое (общее) образовательное пространство ВДЦ «Океан» - это система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность образовательных программ, применяемых технологий, внеучебная и досуговая деятельность, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие всех отделов и служб, взаимодействие Центра с внешними образовательными и социальными институтами. Наряду с понятием «образовательное пространство» используется термин «образовательная среда», т.е. система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда Центра содержит элементы общего пространства и служит условием развития личности ребенка. При этом образовательное пространство ВДЦ «Океан», которое является культуросообразным, креативным и развивающим, объединяет потенциал образовательных сред разных уровней (образовательные учреждения субъектов РФ, отделы и службы Центра) и видов (предметно-архитектурная, природная, информационная, социальная, оздоровительная, бытовая и др.). Каждая из них имеет свою специфику.

            Концептуально определяющим стало создание в Центре единого образовательного комплекса, миссией которого является предоставление максимально широкого поля возможностей наибольшему числу участников программ.
Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня является формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций (коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Бесспорно, реализация данных задач требует индивидуального или индивидуализированного образования, что, несомненно, связано с пересмотром подходов к его структуре и содержанию. Поэтому в 2007 году в Центре введена программа профильного обучения учащихся в условиях временного детского коллектива. Понимание того, что искусственное разделение целей и методов единого образовательного процесса на обучение и воспитание приводит к низкой эффективности обеих составляющих, позволило создать систему взаимодействия, преемственности в работе школы, отдела дополнительного образования, дружины, организационно-методического отдела и других структурных подразделений Центра. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности (целеустремленность, самоорганизация и др.), формирующиеся в процессе воспитания. А для успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения -рассуждение, сопоставление, анализ и т.д. Следовательно, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Поэтому социально-значимые программы, которые реализует ВДЦ «Океан» имеют цель – формирование и развитие индивидуальных и социальных качеств личности. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно-значимой для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающейся на их сотрудничество. Констатируем, что наблюдается смещение акцента с применения педагогами репродуктивных форм на продуктивные.
К позитивным изменениям за последний период можно отнести заметное обновление образовательной деятельности, насыщение ее элементами народной, отечественной и мировой культуры с целью формирования гражданственности, патриотизма, этнической толерантности и межкультурной компетентности детей и молодежи.
Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция урочной и внеурочной деятельности, на основе активных деятельностных форм (океанские уроки, интегрированные спецкурсы, совместные проекты и т.д.), максимальное разнообразие досуговой деятельности позволяет нам создать непрерывное пространство культурного развития участника программы смены. Использование нашими педагогами в учебное и внеучебное время интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИКТ и др.)        способствует формированию у участников программ компетентности в решении проблем, умению работы в команде, творчества, эмпатии и множества других свойств и качеств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.

Очень важным направлением педагогической деятельности является формирование демократического механизма детского самоуправления. Результат работы в данном направлении демонстрируется наглядно в каждой смене: участники смены, находя для себя интересное дело, реализуют свои возможности, самоутверждаются, приобретают умения решения вопросов и конфликтов, организации и коммуникации, то есть компетенции необходимые во взрослой жизни.
Индивидуализация педагогического процесса реализуется в содержании профильного обучения, целью которого стало создание системы профильного обучения в условиях временного детского коллектива, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию старшеклассников с учетом их образовательных потребностей. Элективные курсы, реализуемые учителями и педагогами дополнительного образования в профилях (естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, художественно-эстетический) различаются методикой, но во всех случаях они характеризуются интегративностью и продуктивным способом освоения учащимися. Курсы по выбору становятся средством создания пространства индивидуальной познавательной деятельности и завершаются созданием образовательного продукта. Совместная творческая работа меняет стиль отношений между учителем и учеником. Учитель перестает быть носителем и транслятором, а становится консультантом, помощником, организатором самостоятельной деятельности учащихся (об этом свидетельствуют отзывы детей).
Широкой многолетней практикой стало сотрудничество Центрас культурными и образовательными учреждениями г. Владивостока и субъектов РФ (театры, музеи, выставки, учреждения высшего и среднего образования) и интересными людьми. Данные ресурсы значительно обогащают образовательные программы и досуговую деятельность Центра.
Таким образом, происходит превращение Центра в интегрирующее пространство с особой организацией жизнедеятельности детей и молодежи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий